За первые пять дней Московского автосалона-2014 посмотреть на новинки в «Крокус-Экспо» пришло 370 тысяч человек. Согласно подсчетам Аркадия Злотникова, заместителя генерального директора компании Crocus Group, которая проводит мотор-шоу, это примерно на 35 тысяч зрителей больше, чем собрал за аналогичный период ММАС-2012. К окончанию автосалона организаторы ожидают преодолеть планку в один миллион посетителей.
Если взять за основу открытые данные прошлых лет, то может показаться, что востребованность шоу снижается. Так, в 2008 году речь шла о 1 миллионе 600 тысячах гостей, в 2010-м - об одном миллионе 100 тысячах, а в 2012-м пресса написала о падении посещаемости до миллионной отметки. В такие данные легко поверить: усугубляющийся экономический кризис действительно мог привести к оттоку зрителей. Похожая картина наблюдается и на мотор-шоу в Женеве: аудитория швейцарского автосалона снизилась с 702 тысяч в 2012-м до 690 тысяч в 2013-м и 670 тысяч в 2014-м. Франкфуртское мотор-шоу поддержало тенденцию: от 928 тысяч посетителей в 2011 году к 2013 году осталась 881 тысяча.
Как выяснилось, в Москве на самом деле ситуация обратная, а неразбериху отчасти спровоцировали сами организаторы. «В СМИ были опубликованы некорректные цифры, - рассказал в интервью Autonews.ru Аркадий Злотников. – Мы берем данные по рамкам [имеются в виду рамки металлодетекторов на входе – примечание Autonews.ru]. В прежние годы люди неограниченно ходили сквозь эти рамки. То есть, если человек выходил покурить или кого-то встретить, а затем возвращался, то засчитывался каждый его вход. Из-за этого шли повторы. Сейчас подсчет достаточно объективен. Реальные цифры всегда были в районе миллиона».
«Сейчас в Москве проходит пятый по счету международный салон, и мы уже представляем себе среднестатистические показатели. Реально в Москве автомобилями интересуется миллион человек – плюс-минус 30-50 тысяч, - продолжил Злотников. – Поэтому я не думаю, что в будущем посещаемость будет значительно падать или расти - количество людей, готовых потратить день на поездку на автосалон, практически не меняется».
Тем не менее, мотор-шоу 2014 года получилось особенно многолюдным. «Динамику можно оценить даже по простому зрительному впечатлению, - объяснил заместитель генерального директора Crocus Group. – В первые выходные автосалона-2014, 30 и 31 августа, людей пришло значительно больше, чем во все предыдущие годы. Да и в понедельник, 1 сентября, была толкуча – хотя обычно такого не наблюдается».
Причину такой популярности организаторы автосалона видят в специфическом менталитете россиян. «Вы знаете, как это устроено в России: человек может лишний раз не пообедать, но на машину будет копить», - убежден Злотников.
В других странах посещаемость международных мотор-шоу сильнее зависит от рыночной конъюнкутуры. Так, автосалон в Детройте уже десять лет не может дотянуться до отметки 2004 года, когда на выставку пришли 808 тысяч зрителей. Отток капитала в Азию, рецессия в США и общий упадок «города моторов» привели к тому, что в 2009 году автосалон собрал всего 650 тысяч гостей. С тех пор экономика Соединенных Штатов медленно восстанавливается – а с ней восстанавливается и популярность мотор-шоу: каждый год Детройт прибавляет по 20-30 тысяч посетителей. В результате автосалон-2014 вплотную подобрался к достижению-2004: в этом году посмотреть на новые машины в автомобильной столице Америки пришло 803 тысячи человек.
Востребованность автосалона в Пекине также растет, а вот показатели выставки в Париже стабилизировались на отметке в миллион 200 тысяч гостей – в полном соответствии со стагнацией европейского рынка.
Детальные прогнозы на долгосрочную перспективу на ММАС не делают, но краткосрочные перспективы отечественного авторынка для организаторов очевидны. «После салона всегда идет всплеск продаж автомобилей, - уверен Аркадий Злотников. - Ради этого и проводятся автосалоны: люди едут сюда с семьей, подбирать автомобиль и договариваться с дилерами. Нас ждет безусловный рост продаж».
Антон Погорельский