«Еще несколько лет назад нам даже было немного стыдно показывать на автосалоне новый китайский автомобиль. Мы и плохо представляли, как этот автомобиль позиционировать на рынке. Но сейчас – другое дело. Посмотрите на то, что уже делают китайские производители», – рассказал корреспонденту Autonews.ru российский представитель одного из китайских брендов на Московском автосалоне.
Действительно, то, что сейчас демонстрируют на своих стендах китайцы, порой поражает. Да, в машинах все еще можно встретить низкокачественный пластик, нелепые интерьеры и тонкие двери. Но все это уже становится исключениями из правил. Однако на российском рынке сегодня обозначились некоторые тенденции, которые отражают потенциал китайских марок гораздо сильнее, чем их нынешнее продвижение в технологическом плане.
Одна из них связана с геополитикой. Сегодня ситуация на рынке такова, что для китайских компаний Россия стала значительно привлекательнее, чем когда-либо. Политическое и экономическое противостояние с Западом дало России в торговых отношениях с Китаем мощный импульс для развития. Если еще четыре года назад китайские чиновники и игроки автоиндустрии сетовали на сложности входа на наш рынок, а некоторые из них даже называли это протекционизмом, то сегодня они наоборот обрели хорошую поддержку российского правительства.
Так, например, на ММАС-2014 на презентациях новых для России китайских марок Dongfeng и Haval присутствовали чиновники Минпромторга РФ. Выступивший на площадке Dongfeng ответственный секретарь российско-китайской торгово-промышленной палаты Сергей Санакоев заявил, что уже в этом году торговый оборот двух стран приблизится к 100 млрд. долл., и отметил, что руководители обоих государств стремятся увеличить этот объем к 2020 году до 200 млрд долларов. В свою очередь представители китайской торгово-экономической среды сообщили, что в новых сложившихся условиях Китай и Россия должны еще больше расширить сотрудничество в автоиндустрии и выразили благодарность за оказываемое содействие.
В Dongfeng в лучших традициях коммунистической партии (которая, как известно, в КНР является правящей) декларировали, что выполнят свою миссию, обязательно предоставят качественную продукцию для России в интересах обеих стран и народов и верят, что это поможет всем нам достичь прекрасного будущего.
Несмотря на продолжающийся с марта прошлого года спад российского авторынка, количество китайских марок на нем выросло до 14. Так, кроме двух выше указанных брендов со своей продукцией на ММАС-2014 дебютировал Changan. Несколько марок ранее уходили из России, но вернулись в этом году. Все из опрошенных топ-менеджеров китайских компаний, представленных на автосалоне, подтвердили, что для них сегодня экономические риски в России существенно снизились. Каждый производитель готов здесь инвестировать и развивать производство.
«Машины китайских брендов занимают бюджетный ценовой сегмент, а он наиболее зависим от ситуаций в экономике и от ослабления рубля. Для нашей продукции повышение цены даже на 50 тыс. руб. заметно снижает спрос», – объясняет падение продаж Geely в России на 26% за первые семь месяцев года генеральный директор марки в стране Игорь Овсянников. Негативную динамику по итогам января-июля в России показали все китайские бренды, кроме Haima.
Снизить зависимость от колебания курса валют и сократить логистические издержки поможет локализация производства. Сейчас многие из представленных в России китайских брендов выпускают в стране свои автомобили, однако локализация их компонентов не высока. Основная их часть импортируется из Китая. Как говорит Андрей Резников, управляющий директор компании Ирито, которая будет осуществлять дистрибьюцию автомобилей Changan в России, цены продукции марки в легковом сегменте сейчас не отличаются конкурентоспособностью и для их оптимизации просто необходимо локализоваться на 50-70 ролцентов. Компания Changan планирует вложить до 2020 года в расширение своего присутствия в России беспрецендентную сумму – 1 млрд. долл. с созданием в 2016 году своего производства.
Генеральный директор «Лифан Мотор Рус» Сунь Цзэцзюнь рассказал, что при нынешних новых торговых условиях правительства России и Китая уже в следующем году могут прийти к тому, что юань начнет конвертироваться в рубль напрямую, а не через доллар, как это происходит сейчас. Такая конвертация снизит потери при импорте комплектующих из Китая, объясняет Цзэцзюнь. Вместе с тем, в Lifan отмечают, что компания рассматривает возможность организации в России производства двигателей. Их выпуск здесь будут осуществлять компании из Китая. Также Lifan намерен создать в России собственный научно-исследовательский центр для лучшей адаптации локальных автомобилей под условия и требования рынка.
Ранее развитие послепродажной сети, да и в целом построение дилерских бизнес-процессов, как у европейских брендов, китайские компании в России заботило мало. Их присутствие здесь в основном сводилось к тому, чтобы только продавать. Как впрочем, и анонсируемые ими планы продаж зачастую были очень далеки от реалий. Сегодня китайцы прямо дают понять, что не имеют иллюзорного восприятия российского рынка, и что их, также, начинает очень заботить развитие дилерских сетей и послепродажного обслуживания.
При этом уже сейчас в России дилерские сети китайских производителей по своим размерам не уступают многим конкурентам. Например, у Chery и Lifan в стране не менее ста дилеров. Причина большого успеха китайцев заключается в том, что у них сегодня не столь высокие требования к партнерам, как, например, у тех же европейцев, поэтому стать дилером китайской марки сегодня не сложно. Но, разумеется, такой подход не может не вредить качеству. Если условно разделить российских дилеров на три уровня, то получится, что у китайских марок они сейчас относятся к самому нижнему – третьему и немного ко второму, рассказал генеральный директор Geely в России Игорь Овсянников.
«Мы продолжим увеличивать свою торгово-сервисную сеть, но при этом будем избавляться от малоэффективных дилеров, которых сегодня у нас 20-30%, - отмечает генеральный директор Lifan Сунь Цзэцзюнь. – Новые дилеры будут появляться в Приволжском, Центральном, Северо-Западном и Сибирском регионах. В тех городах, где еще марка не представлена».
Китайцы оказывают своим дилерам довольно серьезную финансовую поддержку. Например, в Lifan дилерам компенсируется до 75% затрат на рекламу, предоставляются товарные кредиты под 6% годовых с отсрочкой выплат до 60 дней. Кроме этого, и доходы от продажи машин по меркам бюджетного сегмента довольно приличные. Дилерская маржа составляет 5-6%, плюс к этому выплачиваются бонусы. Вместе с ними, условно говоря, маржа составляет примерно 10 процентов.
Сегодня китайцы довольно адекватно оценивают свою конкурентную среду в России и голословных заявлений от них слышать не приходиться. Так, кроссоверы новой в России марки Haval, которая хоть и позиционируется, как люксовый суббренд Great Wall, будут конкурировать с корейской продукцией среднего ценового сегмента, говорят в компании. На ММАС Haval представил линейку из пяти своих SUV. В России марка сначала начнет продажи двух моделей – Н2 и Н6, и чуть позднее к ним присоединится Н8. Цены на них пока официально не объявлены, однако по словам генерального директора «Хавейл Мотор Рус» Коу Сюйгуана, они будут примерно в диапазоне 750 - 900 тыс. руб. – для Н2 и 800 - 1 100 тыс. руб. для Н6.
Представители китайских компаний соглашаются с тем, что технологический и качественный рост их продукции во многом происходит благодаря сотрудничеству с иностранными автопроизводственными компаниями в рамках СП в Китае. Например, как в случае с крупнейшим игроком китайского рынка – Changan, тесно взаимодействующего с Mazda, Suzuki и Ford. На автосалоне марка представляет среднеразмерный кроссовер CS75 и хэтчбек класса В Eado.
Китайские компании сегодня, как и отчественный АвтоВАЗ, активно используют опыт иностранных коллег. Кстати, у последнего лучшим примером такого сотрудничества сегодня несомненно выступает концепт седана Lada Vesta, также представленный на автосалоне в Москве. Вот только китайским маркам удалось сохранить контроль над своими предприятиями, а Lada – нет.
Начало становления китайских компаний в России совпало с поддержкой государственных властей, что несомнено поможет первым в ближайшие годы заложить хороший фундамент, как в производственной, так и в сервисно-сбытовой сферах. По оценкам аналитиков, в России в 2017 году, когда автомобильный рынок может вырасти до 3 млн. единиц, китайские бренды в совокупности смогут продавать около 300 тыс. автомобилей. И, судя по всему, это может стать для них хорошим началом большой экспансии.
Дмитрий Панов